Дизайн и Архитектура
Инженерные системы
Проектирование и Согласование

Ежедневно: с 9 до 21

+7 499 390-51-55

Проектирование интерьера

При проектировании здания перед архитектором ставится задача архитектурной организации и внутреннего пространства здания - интерьера. Наружный вид здания в той или иной степени должен отражать его назначение, его внутреннюю структуру. Однако архитектура интерьера отличается от архитектуры внешней.

Возникает задача создания гармонического перехода от крупных наружных форм фасада, обусловленных масштабом площади или улицы, к более интимной внутренней архитектуре, интерьеру.

Архитектура интерьера разнообразнее, тоньше и мельче по масштабу, в ней шире, чем в наружной архитектуре, используются декоративные элементы. Это объясняется тем, что архитектура интерьера ближе к зрителю, она не рассматривается с таких далеких расстояний, как архитектура внешняя.

Одной из сложных художественных задач в дизайне интерьера здания является создание перехода из внешнего пространства во внутреннее таким образом, чтобы не нарушилось единство архитектурного восприятия.

Для достижения единства между внешней архитектурой и интерьером в восприятии человека применялся, например, прием повторения элементов архитектуры фасада или характера архитектурных форм в архитектуре интерьера.

Так, впечатление от рустованной стены фасада не исчезает сразу же при входе в здание, а сохраняется благодаря обработке внутренних стен вестибюля тоже рустами, но не такими крупными, как снаружи, а более тонкими, возможно написанными.

Таким образом, элементы архитектуры фасада включаются в интерьер и способствуют гармоничному переходу из внешнего пространства во внутреннее, способствуют единству архитектуры внешней (экстерьер) и внутренней (интерьер).

Другим приемом достижения связи между экстерьером и интерьером здания является не повторение элементов или характера архитектурных форм, а, наоборот, контрастное противопоставление их. На основе контраста также могут достигаться единство и гармония целого. Важным средством создания единства интерьера с внешней архитектурой здания и его окружением является применение лоджий, веранд, террас, балконов, которые создают постепенный переход от пространства открытого к полузамкнутому и, наконец, к совершенно замкнутому (помещениям).

В современной архитектуре используется еще один, наиболее эффективный прием создания единства в архитектуре внутреннего и внешнего пространства — широкое применение стен из стекла, когда элементы внутренних частей здания (лестницы, стены, столбы, оборудование) воспринимаются извне и становятся элементами композиции как интерьера, так и фасадов здания.

Существенное значение в интерьере имеют проемы. Количество и размеры оконных проемов зависят от назначения комнаты, ее площади и высоты, а также от географического нахождения здания. В средней полосе общая площадь световых проемов по отношению к площади пола принимается равной 1 : 8 (за единицу принимается площадь проемов) в жилых комнатах и 1 : 5 или 1 : 4 в школьных зданиях, библиотеках, лабораториях, выставочных зданиях и др. Высота подоконников от чистого пола в жилых комнатах принимается в 0,8 м, в помещениях общественных зданий - до 1 м. Верхняя граница оконного проема должна находиться от потолка не менее 0,3 - 0,35 м и не более 0,5 м. Такое расположение окон обеспечивает наиболее эффективное освещение комнат, свободное открывание оконных переплетов внутрь комнаты и удобное размещение отопительных приборов.

Оконные переплеты и двери для зданий массового строительства применяются типовые, что и нужно учитывать при определении размеров оконных и дверных проемов.

В таких общественных зданиях, как выставочные павильоны, целесообразно предусматривать верхнее боковое освещение или освещение через фонарь перекрытия, чтобы освободить стены под выставочные экспонаты. В северных районах остекленные фонари непрактичны в эксплуатации, и поэтому лучше проектировать верхнее боковое освещение. Расположение дверных проемов в жилых комнатах диктуется общим пространственным построением интерьера, наиболее эффективным использованием стен комнат при расстановке мебели и поисками наиболее целесообразного графика движения людей.

Особенно важное значение имеет расположение дверных проемов в помещениях общественных зданий, выставочных и зрительных залах и т. п. Расположение их зависит от наиболее целесообразного графика движения основных масс посетителей и от общего пространственного строения интерьера здания в целом и каждого помещения в отдельности.

При анфиладном расположении комнат (например, в выставочном или музейном здании) бывает целесообразно делать двери между всеми комнатами по одной оси, сбоку, у самых окон внешней стены, с целью наилучшей организации графика движения и возможности наибольшей концентрации экспозиционных материалов. Пропорции дверных проемов, материал наличников и дверных полотен играют значительную роль в общей художественной композиции интерьера.

Большое внимание в архитектуре интерьера должно быть уделено полу. В настоящее время, наряду с полами деревянными, паркетными, мозаичными, с полами из плит различных мраморов, интенсивно внедряются искусственные плитки (пластики) для полов и облицовки стен самой разнообразной расцветки, а также специальные рулонные материалы (линолеум, резина и др.).

Композиция рисунка пола может быть самой разнообразной в зависимости от назначения помещений и общего архитектурного замысла интерьера, но во всех случаях его членения и рисунок не должны повторять членения и рисунок потолка.

Осветительная арматура подчеркивает назначение помещения и является важным элементом композиции интерьера. Формы осветительных приборов не должны диссонировать с общей художественной обработкой интерьера и с его обстановкой.

Осветительная арматура бывает подвесной, навесной и стоячей, открытой и скрытой.

К подвесной арматуре относятся люстры и фонари, которые крепятся в том или ином порядке к плафонам. Люстры характерны для парадных помещений - залов, гостиных и т. п., фонари - для вестибюлей, лестниц. Навесная арматура - бра, настенники, навесные фонари - крепится к стенам обычно в простенках между окнами, а также к пилонам.

К стоячей арматуре относятся канделябры, торшеры, жирандоли и шандалы-подсвечники. Канделябры обычно освещали стены, а жирандоли и подсвечники либо заполняли промежутки между колоннами, либо украшали камины и консоли. В настоящее время в связи с большими достижениями техники в области искусственного освещения появляются и новые формы осветительной арматуры.

Источники света в виде трубок или их комбинаций могут быть вмонтированы непосредственно в плоскость перекрытия, стен и т. д. Им может быть придана любая форма. Эти источники света могут быть как открытыми, так и скрытыми; в последнем случае их свет отражается от стен, потолков или колонн.

Мебель также подчеркивает назначение помещения, говорит о его функциях и составляет неотъемлемую часть интерьера. Ее расстановка, форма, материал и цвет также должны быть подчинены общему архитектурному замыслу интерьера.